Советы музыкального руководителя
Музыкальные игры
"МУЗЫКА + ИГРА =
МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА"
В современной дошкольной педагогике игра рассматривается как ведущий вид деятельности. Игра для детей нужна, как воздух, как пища для приобретения социального опыта, развития творческих способностей, тренировки тела и совершенствования душевных качеств. В игре они познают мир, отношения в этом мире, примеряют на себя привлекательные для них роли, учатся взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть всё, что интересует, беспокоит, увлекает, дети отображают в игре. Отними игру – и получишь личность, неподготовленную к жизни. В игре ребенок ставит цели, стремится к их достижению, при этом фантазирует, творит, у него развиваются инициатива, изобретательность, организаторские способности. Таким образом, игра является необходимым условием и средством воспитания и обучения счастливой, гармонично развитой личности.
Ещё одним не менее важным условием развития и воспитания является её величество Музыка. Она затрагивает самые тонкие струны души, будит светлые чувства, вызывает положительные эмоции и неподдельный интерес у детей. Все дети любят музыку, все дети любят играть. А если музыка соединятся с игрой и возникает музыкальная игра, то её положительный эффект трудно переоценить. Начиная с раннего возраста, на музыкальных занятиях мы играем в музыкальные игры.
Музыкальная игра является одним из самых привлекательных видов деятельности для детей. Она дарит яркие эмоции, вызывает большой интерес и желание двигаться, развивая при этом все жизненные процессы.
В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых в будущем будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Музыкальная игра являются важным средством развития музыкальной деятельности ребенка. Музыкальные игры помогают привить любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты, вызвать интерес и желание участвовать в них. В результате ребенок учится любить, ценить, понимать музыку и получает необходимые знания об основах музыкальной грамоты.
Для музыкального воспитания и развития ребенка в семье я хочу предложить вам, родители, простые музыкальные игры. В эти игры вы можете играть как вдвоем, например ребенок и мама, так и всей семьей дома, на семейных праздниках, по дороге в детский сад.
ИГРА «АПЛОДИСМЕНТЫ»
Одна из самых простых музыкальных игр – на запоминание прохлопанного ритма. Первый из участников придумывает простейший ритм и прохлопывает его в ладоши. Второй участник повторяет и придумывает другой ритм и прохлопывает. И так далее.
ИГРА «СТУЧАЛКИ»
Для этой игры нужны музыкальные инструменты. Если дома нет музыкальных инструментов, подойдут предметы, с помощью которых можно извлечь звук, например металлические столовые приборы, кубики и др. Желательно использовать разные по тембру материалы – деревянные шкатулочки или пластиковые коробочки, металлические банки и кастрюли. Стучать по ним можно металлическими палочками или ложками.
Первый участник придумывает и «проигрывает» ритм на предметах, например, железными палочками простучать часть ритмического рисунка по деревянной поверхности, а часть – по металлической. Второй участник повторяет ритмический рисунок с использованием тех же самых предметов и тембров.
ИГРА «БУДЕМ ПЕТЬ ПЕСЕНКУ ПО ЦЕПОЧКЕ»
В игре используются песни, которые знают все участники игры, например детские песенки из мультиков. Первый участник начинает петь песню и поет первую строчку, вторую строчку песни поет следующий участник и так далее. Цель игры спеть песенку без остановок.
ИГРА «ЗАЙМИ МЕСТО»
В эту игру желательно играть большой семьей. Это самая любимая игра детей. На середину комнаты в кружок ставят несколько стульев, количество стульев зависит от числа игроков и должно быть на один меньше. Ведущий включает веселую и ритмичную музыку, игроки бегают вокруг стульев, при окончании звучания музыки участники игры садятся на стулья. Тот, кто не успел занять стул или сел мимо, должен выйти из игры. Вместе с ним убирается один стул. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок вместе с одним стулом.
Игру можно разнообразить движениями. Бег можно заменить, прямым и боковым галопом, хороводом, танцевальными движениями, а также вместо бега можно передавать в движении браз животного или другого сказочного персонажа.
Детство – самая счастливая пора жизни. Яркость и богатство впечатлений остаются в памяти навсегда. Праздники детства … они греют нас своим светом всю жизнь! Считается, что ребенок, с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям, будет менее подвержен стрессам и разочарованиям.
ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Способность человека понимать, любить и ценить прекрасное – качество не врождённое. Оно формируется с раннего детства как результат сложного и продолжительного социально-нравственного формирования личности. С поступлением ребенка в учреждение дошкольного образования создаются объективные условия для приобщения детей к театру, начинается накопление того минимума театральных впечатлений, который является основой для эстетического развития, последующего художественного образования.
Что же такого ценного таит в себе музыкально-театральная деятельность, в чём секрет её успеха? С точки зрения педагогической ценности можно говорить:
- об особой универсальности - музыкально-театральная деятельность позволяет охватить в работе с детьми все виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах, а также музыкально-творческую деятельность. Это отвечает ведущему принципу музыкального воспитания – принципу единства развития музыкальных способностей (ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма) в различных видах деятельности. Поэтому на её основе можно реализовывать практически все задачи музыкального воспитания и обучения детей;
- об игровой природе - театральная деятельность больше, чем всякая другая, непосредственно связана с игрой. Отвечая природосообразности детей этого возраста, она удовлетворяет основную потребность ребенка – потребность в игре – и создаёт условия для проявления его творческой активности;
- о социальной направленности – тематика и содержание театральной деятельности, как правило, имеют нравственную направленность (особенно ярко это видно на примере сказок); таким образом, с её помощью можно воспитывать многие положительные качества ребенка, развивать его способности познавать себя и окружающий мир, навыки взаимодействия с другими детьми и взрослыми.
В работе по музыкально-театральной деятельности можно выделить три этапа:
- 1-й этап – знакомство (2-4 года);
- 2-й этап – осваивание музыкально-театрального творчества (4-5 лет);
- 3-й этап – совершенствование музыкально-театральной деятельности (5-6 лет).
Знакомство с музыкально-театральным творчеством начинается в первой младшей группе, где дети знакомятся с простейшими театрализованными играми, просматривают небольшие кукольные спектакли. Во второй младшей группе (3-4 года) элементы театрализации используются как при проведении развлечений и праздников, так и на отдельных занятиях. Интегрированные занятия по музыкально-театральной деятельности включают в себя игры на развитие внимания, воображения, на развитие и дифференциацию вокально-слуховой и музыкально-двигательной координации. Основной формой общения с детьми на этом этапе является форма игрового тренинга, которая позволяет постепенно ввести ребенка в занимательный мир театра. Самым важным на этом этапе является создание условий для эмоционально-положительного отношения детей к музыке в целом и к музыкальной театрализации в частности, поощрение участия детей в театрализованных играх, музыкальных инсценировках, желания исполнять игровые роли.
К концу этого возрастного периода у детей формируется:
- первоначальные представления о понятии «игровой образ»;
-конкретные элементарные навыки создания этого образа различными художественно-сценическими и музыкальными средствами (пантомима, речеинтонация, тембры детских музыкальных инструментов);
- основы сценической речи;
- вокально-хоровые навыки, навыки музыкально-ритмических движений, а также навыки коллективных действий.
Музыкально-театральная деятельность с детьми среднего возраста (4-5 лет)включает в себя не только инсценирование песен, театрализованные игры, элементы театрализаций на развлечениях и праздниках. Дети осваивают азы детского музыкально-театрального творчества и вовлекаются в творческую работу по постановке музыкальных спектаклей и театрализованных представлений.
Выделяются следующие этапы работы над музыкальным спектаклем:
- Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение её содержания с детьми.
- Поиск музыкально-пластического и вокально-интонационного решения игровых образов (постановка характерных танцев, выбор песен, если есть необходимость);
- Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов.
- Работа над выразительностью речи и эмоциональностью поведения на сцене; закрепление отдельных мизансцен.
- Репетиция отдельных картин с деталями декораций и реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением;
- Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций, уточнение темпоритма спектакля.
- Премьера спектакля, обсуждение с детьми.
- Повторные показы спектакля.
На этапе знакомства со спектаклем важно проанализировать с детьми характер каждого персонажа. Задача педагога – помочь ребенку создать «правдивый» образ, не давая готового образца для подражания, побудить его самостоятельно выбрать для своего персонажа точные, выразительные средства: интонацию, движения, мимику, жесты. Также важно приобщать детей к придумыванию танцевальных композиций, пусть это будет хоть одно придуманное ребенком движение, но это будет «его» танец, именно в нем он ощущает чувство радости и собственной значимости.
С детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) работа направлена на:
- совершенствование образных исполнительских умений;
- развитие творческой самостоятельности детей в новых театральных постановках.
С детьми старшего возраста уже есть реальность осуществить постановку мюзикла. Мюзикл, который представляет собой музыкально-сценический жанр, включающий средства музыкального, драматического, хореографического и оперного искусств, позволяет в большей степени отразить результативность проделанной работы по всем видам музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах, а также музыкально-творческую деятельность. Таким образом, можно утверждать, что музыкально-театральная деятельность является одним из источников развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка и одновременно развивает творческие способности, приобщает его к культурным ценностям.