Здоровый образ жизни
Использование природных факторов для закаливания детей летом
Существуют самые различные способы закаливания, но самым основным было и остается использование сил природы. Несмотря на то, что летом такие процедуры можно проводить более длительное время, все же следует разумного относиться к пребыванию на солнце и обливаниям, особенно у детей самого раннего возраста, и делать все постепенно.
СОЛНЦЕ
Летом эффект от солнца выражается не в одном лишь красивом загаре, который, кстати, особенно детям и не нужен, а в пополнении организма витамином D. Именно тогда он естественным образом поступает в организм, накапливаясь на месяцы вперед. Одновременно с этим восполняется и уровень гемоглобина.
Солнечные ванны полезны деткам, начиная с рождения. Но проводить их нужно с осторожностью, начиная с пяти минут, доводя постепенно до часа для более старших деток. Пребывание на солнце будет полезными в утренние часы до 11.00 и в вечерние, когда солнце не так активно – после 16.00, а вот в полуденный зной находится под прямыми лучами опасно.
Во время принятия солнечных ванн, желательно прикрыть головку ребенка панамкой и регулярно предлагать водичку, ведь обезвоживание в жаркие дни происходит очень быстро за счет активного потоотделения.
ВОДА
Закаливание летом детей дошкольного возраста особенно актуально при помощи водных процедур. Постепенное понижение температуры воды укрепляет иммунную систему ребенка любого возраста, и следующий сезон он перенесет гораздо лучше в плане простуд.
Правила закаливания детей водой летом примерно такие же, как и в зимний период. Температура воды для обливания каждый день понижается на два градуса, постепенно доходя до прохладной. Детки в саду ежедневно в качестве закалки обливают ножки прохладной водичкой или плещутся в открытом бассейне на площадке.
Если есть возможность, хорошо бы приобрести маленький бассейн для двора, чтобы у ребенка была постоянная возможность поплескаться вдоволь. Кожа привыкает к разности температур, что очень полезно для здоровья.
ВОЗДУХ
Как таковой закалки от пребывания на воздухе ощутить нельзя, но она, конечно же, есть. Проводить на свежем воздухе в это время года ребенок должен не менее 4 часов. Если есть возможность, то это время нужно максимально увеличить, что, несомненно, благоприятно отразиться на здоровье ребенка в любом возрасте.
Бережём здоровье с детства
Здоровье — это состояние организма при определённом образе жизни. И для того чтобы наши дети были здоровы, нам необходимо привить ему этот здоровый образ жизни. А сделать это можете только вы, дорогие родители. А мы, педагоги и медицинские работники, лишь немного вам в этом поможем.
Рассказывать о здоровом образе жизни и просто, и сложно. Просто потому, что все составляющие очень просты и всем известны, а сложно потому, что рецептов здоровья много и опять же все они очень просты.
1. Соблюдаем режим дня.
Очень важно приучать ребёнка просыпаться и засыпать, кушать, играть, гулять, трудиться в одно и тоже время.
Следует уделять особое внимание полноценному сну (своевременное засыпание — не позднее 21.00 -22.00, минимальная длительность сна-8 -10 часов).
Необходимо регламентировать просмотр телепередач как по времени (не более 40 минут -1часа), так и по содержанию(вечером следует избегать возбуждающей тематики).
Всё это вселяет чувство безопасности, уверенности и устойчивости. Это учит ребёнка распределять и сохранять физические и психические силы в течении дня, делает его более спокойным и позитивным.
2. Регламентируем нагрузки.
Очень важно регламентировать как физические нагрузки, так и эмоциональные и интеллектуальные. Другими словами, жить под девизом «Делу время — потехе час».
Нужно внимательно следить за поведением ребёнка. При этом необходимо ориентироваться на его состояние. Потеря внимания, капризы, истерики, отказ от деятельности, расторможенность являются сигналом перегрузок. При первых признаках этих проявлений следует прекратить или снизить интенсивность деятельности или общения.
При первой возможности необходимо дать ребёнку отдохнуть. Лучший отдых — двигательная активность на свежем воздухе.
Внимание! Превышение даже эмоционально — положительных нагрузок (увлекательные игры, радостное общение) может привести к перегрузкам и как следствиек негативным результатам. Если мы, взрослые, вовремя не примем меры и не прекратим или не снизим нагрузки ребёнка, за этим состоянием могут последовать истощение, недомогание, истерика, а затем и болезнь.
3. Свежий воздух.
Свежий воздух просто необходим детскому развивающему мозгу! Недостаток кислорода приводит к значительному ухудшению самочувствия. В непроветренном , душном помещении ребёнок не может находиться в бодром состоянии, а тем более выполнять какие — либо задания, требующие сосредоточенности, внимания.
Для нормального функционирования детский мозг нуждается в большом количестве кислорода.
Ежедневные прогулки — эффективный метод закаливания ребёнка. Потребности растущего организма в кислороде более чем в два раза превышает потребность у взрослых.
Под влиянием воздушных ванн не только повышается тонус нервной, дыхательной и пищеварительной систем, но и вырастает количество эритроцитов и гемоглобина в крови. Хорошо сочетать прогулки со спортивными играми.
4. Двигательная активность .
Движение — это естественное состояние ребёнка. Задача взрослых — создать условия для двигательной активности ребёнка. Лучшая среда для этого — детская площадка, парк, так как они сочетают два важных условия для двигательной активности - пространство и свежий воздух.
Пусть ваш ребёнок как можно больше гуляет, играет в подвижные игры, бегает, прыгает, лазает, плавает. Это очень важно для полноценной деятельности мозга, а следовательно , и всего организма ребёнка.
5. Физическая культура.
Систематические занятия физкультурой очень полезны для здоровья. Они укрепляют не только физическое здоровье, но и психику ребёнка, позитивно влияют на его характер, способствуют развитию волевых качеств, уверенности в себе, ответственности, умения дружить.
Арсенал видов физической культуры очень широк.
- Утренняя зарядка — желательно с растяжками и прыжками.
- Физкультминутка.
- Дыхательная гимнастика.
- Гимнастика для глаз.
- Простые приёмы массажа рук, ступней, ушных раковин, лица и других биологически активных точек тела.
- Спортивные секции — любые виды спорта, которые нравятся ребёнку.
В ребёнке может укорениться лишь то, что сформированно в семье, а значит, основой успеха является личный пример авторитетного для ребёнка взрослого -родителя.
6. Водные процедуры.
Значение водных процедур для здоровья человека известно издавна и подтверждено многовековым опытом. Они очень полезны для здоровья, хорошего самочувствия, прекрасного настроения.
Вы можете выбрать любой, подходящий для ребёнка вид водных процедур или чередовать разные виды.
- Обливание утром после сна и вечером перед сном одним — двумя небольшими вёдрами тёплой, прохладной или холодной воды.
- Контрастный душ, контрастные ванны для рук и ног( три — семь контрастов, начиная с тёплой или горячей воды и заканчивая холодной, продолжительность тёплого или горячего душа в два раза длиннее, чем холодного).
7. Простые приёмы массажа биологически активных точек рук, ступней, ушных раковин, лица и тела.
Массаж биологически активных точек, расположенных в области носа, глаз, ушей, у висков, на пальцах рук и ног, на кистях рук, на подошвах, путём надавливания, растирающих линейных и вращательных движений является прекрасным средством улучшения регуляции деятельности всех систем организма. Таким образом, он нормализует работу всех органов и систем, в том числе и психики.
8. Тёплый, доброжелательный психологический климат в семье.
Обстановка, в которой воспитывается ребёнок, психологический климат в семье имеют огромное влияние на состояние физического и психического здоровья ребёнка. В комфортной обстановке развитие ребёнка идёт быстрее и гармоничнее. Он впитывает всё позитивное, что его окружает. И это делает его сильным, счастливым и уверенным в себе человеком.
Чтобы ваш ребёнок рос здоровым и счастливым, мы предлагаем вам установить в семье кодекс чести, провозглашающий следующее:
- Позитивное, доброжелательное настроение всех членов семьи.
- Ровный, спокойный тон в процессе общения в семье.
- Единство требований к ребёнку со стороны всех членов семьи во всех ситуациях.
- Обязательное поощрение ребёнка при минимальных успехах и даже при их отсутствии, если ребёнок постарался.
- При любой возможности осуществление с ребёнком телесного контакта(погладить, взять за руку и т.д.) и визуального контакта ( посмотреть ребёнку в глаза, желательно на одном уровне с ним, т.е.присесть).
- Организация совместной деятельности с ребёнком ( по возможности чаще).
Стремитесь быть мудрыми в воспитании своего ребёнка! Позитивно общаясь с ребёнком, вы заряжаетесь его энергией. Наш негатив ( крик, раздражение) разрушает неокрепшую психику ребёнка, дезориентирует его и, следовательно, в конечном счёте ослабляет его здоровье.
9. Творчество.
В творчестве ребёнок может выразить себя: свои мысли, чувства, эмоции. Он может создать мир по своим законам, почувствовать радость и удовлетворение. В творчестве ребёнок может проявить негативные чувства и переживания и освободиться от них. Через творчество ребёнок постигает прекрасное, гармонию мира.
Дети — творцы.Взрослым необходимо только создать условия для их творческой активности.
Помогите ребёнку увидеть прекрасное в мире, влюбиться в красоту и поддержите его желание созидать.
Для этого подходят различные виды деятельности:
- рисование;
- лепка( из пластилина, глины, теста);
- изготовление поделок из бумаги;
- шитьё, вязание, плетение;
- прослушивание классической и детской музыки, звуков природы;
- занятия музыкой и пением;
- занятия танцами, артистической деятельностью.
Всё зто и многое другое даёт возможность эмоционального выражения, учит ребёнка любить труд, гордиться собой.
10. Питание.
Детям для полноценного роста и развития необходимо рациональное питание. В организации питания ребёнка следует придерживаться простых, но очень важных правил.
- Питание по режиму.
- Для приготовления пищи использовать продукты, не содержащие консервантов, синтетических добавок.
- Включать в рацион питания ребёнка богатые витаминами и минеральными веществами продукты, особенно в весенний период.
- Важно, чтобы питание было хорошо сбалансировано: в пище должно быть достаточное количество белков, жиров и углеводов.
- Ежедневно на столе должны бытьфрукты и овощи.
- Аппетит ребёнка зачастую зависит от внешнего вида еды.
Малыш будет есть с большим удовольствием, если творчески оформить блюдо, создавая из продуктов какие -либо узнаваемые фигурки.
Важно помнить, что иногда дети хотят ту или иную еду потому, что это потребность их организма.
Нетрадиционные методы работы по профилактике заболеваний
1 «Массаж шеи».
Выполняется сидя, ноги согнуты по-турецки. Поглаживаем шею от грудного отдела к
подбородку, любуемся длинной, красивой шеей лебедя.
2 «Массаж области груди».
Выполняется сидя, ноги согнуты по-турецки. Поглаживаем область грудной клетки со
словами «Я милая (-ый), чудесная (-ый), прекрасная (-ый)!» (Воспитываем бережное
отношение к своему телу, учим любить себя).
3 «Массаж живота».
Поглаживание живота по часовой стрелке, пощипывание, похлопывание ребром ладони
и кулаком. Цель—улучшить работу кишечника.
4 «Массаж ушей».
Выполняется сидя, ноги согнуты по-турецки. Лепим уши для чебурашки, поглаживаем
ушные раковины, лепим уши внутри по бороздкам.
5 «Массаж головы».
Сидя, ноги расставлены на ширине плеч. Прорабатываем активные точки на голове
сильным нажатием пальцев.
6 «Массаж лица».
Поглаживаем лоб, щёки, крылья носа, чтобы кожа была упругой. Надавливаем
пальцами середину бровей, разглаживаем брови, глаза, похлопываем по щекам,
подёргиваем нос.
7 «Массаж рук».
«Моем» кисти рук, сильно трём ладошки до ощущения тепла. Трём кулаком всю руку
до плеча, предплечья; ведём одной рукой вверх и затем вниз, стряхиваем «воду».
Физическое воспитание детей дошкольного возраста
Наверняка каждая мама и каждый папа мечтают, чтобы их ребенок вырос здоровым, счастливым и успешным. Однако не все понимают, что для обретения крепкого здоровья ребенком необходимо потрудиться именно родителям.
Физическое воспитание детей: начинаем с первых дней жизни
Если заниматься физическим развитием ребенка с самого раннего возраста, уже к 7–8 годам ваш сын или дочь достаточно окрепнет, чтобы почувствовать в себе силы и желание не только хорошо и с интересом учиться, но и заниматься в кружках, секциях и т. д.
Спорт и дети: проблемы физического воспитания дошкольников
Физическое воспитание детей — один из вопросов, которые призваны решать как родители, так и воспитатели детских садов. Современные детские сады обычно оборудованы всем необходимым для организации физического воспитания дошкольников. Каждое утро воспитатели должны проводить с детьми комплекс спортивных упражнений, цель которых — дать малышам возможность вволю подвигаться, задействовав все группы мышц.
В теплое время года физическим воспитанием детей рекомендовано заниматься на свежем воздухе. Для этого предусмотрены площадки, оборудованные бревнами, мишенями, ямами для прыжков, гимнастическими стенками и т. д.
Стоит сказать об отношении некоторых родителей к физическому воспитанию в детском саду. Многие считают, что, если их ребенок подвержен частым простудам, его необходимо оградить от частого пребывания на воздухе (особенно зимой). Кроме того, желая перестраховаться, такие родители стараются надеть на свое чадо побольше теплых вещей, не учитывая тот факт, что любой садик зимой отапливается достаточно хорошо. В результате физическое воспитание в детском саду проходит для таких детей не в удобных маечках и шортах, а в теплых свитерах, комбинезонах, кофтах. А ведь вспотевший от такой «заботы» ребенок рискует заболеть гораздо больше, чем тот, кого не кутают.
Одна из особенностей физического воспитания детей дошкольного возраста заключается в том, что один комплекс упражнений не должен выполняться более двух недель.
Кроме того, физическое воспитание детей дошкольного возраста подразумевает их ежедневное участие в подвижных играх. В качестве одной из составляющих физического воспитания дошкольников педагоги называют командные спортивные игры. Они способствуют развитию физических способностей детей, быстроты реакции, а также социальных навыков и коммуникабельности.
Существует еще один важный нюанс физического воспитания дошкольников. Необходимо чередовать умственные занятия с физкультурными паузами. Согласно рекомендациям педагогов, организация физического воспитания дошкольников подразумевает подобные паузы через каждые 20 минут.
А если малыш не посещает детский сад?
Физическим воспитанием дошкольников необходимо заниматься дома, если ребенок по каким-либо причинам не ходит в детский сад. Существуют утвержденные программы физического воспитания детей, по которым можно проводить самостоятельные занятия с малышом. Узнать содержание программ физического воспитания детей дошкольного возраста можно у детского врача или сотрудников детского сада.
Доказано, что правильное физическое воспитание детей дошкольного возраста напрямую влияет на нормальное развитие ребенка и его рост. Очень важно уделять большое внимание физическому воспитанию детей дошкольного возраста на свежем воздухе: это способствует закаливанию детского организма, избавляет малыша от многих болезней.
Зачем нужна прогулка
Человеку свойственно жить под крышей. Под этой самой крышей люди реализуют большую часть своих жизненных потребностей — спят, едят и т.п. Взрослые нередко забывают о том, что кроме крыши (вариант — потолка) есть еще небо, тучи, звезды и тому подобные Прелести Природы. Иногда природные корни берут верх и людей тянет просто погулять. Просто так, без всяких дел — пройтись ножками, подышать свежим воздухом. Ужасно, конечно, что словосочетание "выйти на улицу" стало синонимом слова "погулять", но у городского жителя других вариантов просто нет.
В отличие от взрослых дети заметно ближе к Природе. Детские природные корни, инстинкты и потребности требуют значительно более естественного образа жизни, а постоянную жизнь под крышей, с чисто биологических позиций, естественной назвать нельзя.
Таким образом, ребенок должен гулять. Это аксиома. Банальная фраза, с которой согласны все. Но практическое воплощение бесспорного теоретического положения вызывает, тем не менее, множество вопросов. Как гулять? Сколько времени? При какой погоде и что при этом одеть? А какова связь прогулок и болезней? И если заболел, то когда можно выйти?
Итак, гулять, оказывается, надобно учиться.
Теперь попытаемся перечислить преимущества гуляния, которые вытекают из недостатков помещения.
Любое человеческое жилье — это:
- накопитель бактерий, в том числе и болезнетворных;
- источник повышенной концентрации пыли, факторов бытовой химии и аллергенов (ковры, мягкая мебель, шерсть, лаки, красители, хлор и т. д.);
- полное отсутствие контакта с ультрафиолетовым излучением, что не особенно важно для взрослых, но весьма значимо для детей — именно под действием УФ лучей в коже вырабатывается витамин D;
- любое замкнутое пространство приводит к резкому ограничению двигательной активности.
Пребывание на свежем воздухе позволяет, прежде всего, очистить легкие от накопившейся в них бытовой пыли и улучшить функционирование слизистых оболочек верхних дыхательных путей. Повышение энергозатрат — на поддержание температуры тела, на двигательную активность — оказывает стимулирующие влияние на все жизненно важные системы организма, особенно на сердечно-сосудистую и иммунную.
Прогулки в раннем детском возрасте
Всегда следует стремиться к тому, чтобы ребенку было выделено (найдено) место, где он будет гулять. Если вы живете в городе, то это определенное место во дворе, если вы имеете свой дом, то на участке. Любая прогулка требует постоянного присутствия возле ребенка взрослых.
Чем раньше вы начнете приучать ребенка к пребыванию на свежем воздухе, тем лучше. Гулять надо 2 раза в день. Особый вопрос — погодные условия. При нормальной одежде и защите ребенка от ветра здоровый малыш вполне прилично себя чувствует и при отрицательной температуре.
По большому счету, отрицательные температуры доставляют заметно меньше хлопот, чем положительные.
Родителей всегда волнует, как одевать малыша, собирающегося на прогулку. Ответить на этот вопрос можно только после того, как вы вернетесь. Если ребенок потный и красный, обязательно уменьшите в следующий раз количество одежды. Каждое дитя по-своему реагирует на гуляние и дать универсальные рекомендации практически невозможно. Будет вполне объяснимо, если в первый раз вы переусердствуете с одеждой. Главное, чтобы потом вы сделали правильные выводы.
Польза утренней гимнастики
Дети от природы подвижны и активны, а потому, если ребёнок не хочет делать утреннюю зарядку – то это большей частью, вина нас, взрослых. А между тем приучить ребёнка к ежедневной утренней зарядке очень легко, надо лишь начать.
Прививать любовь к упражнениям и утренней зарядке нужно начинать как можно раньше. Еще новорожденным малышам мамы делают гимнастику, которая помогает развиваться ручкам и ножкам ребёнка, тренирует координацию движений и т.д.
Когда малыш начинает ходить, он уже может выполнять множество различных упражнений. В этом возрасте в комплекс утренней зарядки следует включать упражнения, развивающие у малыша навыки хождения.
Лучше всего выполнять утреннюю зарядку в игровой форме. Не просто ходить на пяточках и носочках, а ходить как лисичка, как мишка, попрыгать как зайка и т.д. родитель должен каждое упражнение показывать, выполнять его весело, с азартом, чтобы заинтересовать малыша.
Для утренней зарядки с малышом существует множество игровых стишков, песенок. Хорошему настроению способствует и веселая, бодрая музыка.
Одному делать утреннюю зарядку скучно. Поэтому если есть возможность, можно собрать во дворе малышню и устроить совместную зарядку. Тогда для детей это будет не скучной «обязаловкой», а веселой увлекательной игрой. Если же возможности выйти во двор нет, то в домашних условиях компанию малышу составят его любимые игрушки-зверушки.
Поддерживать интерес ребёнка к занятиям утренней зарядкой нужно и тогда, когда ребёнок становится старше. Усложняются упражнения, увеличивается количество повторений и продолжительность зарядки.
Как проводить утреннюю зарядку?
Как уже упоминалось, хорошо проводить утреннюю зарядку под бодрую музыку. Одежда ребенка не должна стеснять его движений, хорошо, если в комнате свежо и прохладно.
Упражнения для утренней зарядки должны выполнять в определенной последовательности. Классическая схема – «сверху вниз»: начинать с упражнений на разминку шейного отдела позвоночника, затем переходить к плечевым суставам и рукам, затем «работают» мышцы спины, пресса, тазобедренный сустав, завершают комплекс утренней зарядки упражнения для мышц ног.
Перед началом выполнения упражнений обязательна разминка, например, бег или ходьба на месте. Разминка разогревает мышцы, готовит их к последующей нагрузке.
Заканчивать комплекс упражнений следует заминкой – упражнений для «выравнивания» дыхания. Движения медленные, плавные, расслабляющие.
Делайте утреннюю зарядку вместе с ребёнком, ведь утренняя зарядка – залог хорошего настроения и бодрости на весь день.